Статьи

ДОВОДЯ ДО УМА

ДОВОДЯ ДО УМА

Паспорт рынка
Количество игроков до 50 ти
Объем рынка н/д
Рентабельность от 100%
Цены
Доочищенная вода 0,5-0,7 грн./л

Говорят, что за тем, как льется вода, можно наблюдать бесконечно долго. Как, впрочем, и за тем, как считаются деньги. Предпринимателям, сделавшим ставку на продажу доочищенной водопроводной воды, удается успешно сочетать два этих процесса.

Малый и средний украинский бизнес редко может похвастаться безвоз­мездной помощью со стороны чиновников. И уж тем более, когда речь идет о промо их дела. Продавцы доочищенной питьевой водой — из этой малой горстки. Вот уже более года, как в стране обещают запустить проект «Качественная вода», предполагающий строительство 23 тыс. групповых и локальных систем очистки и доочистки питьевой воды и разлива ее в тару. Рассчитанный на шесть лет, с объемом инвестиций 4 млрд гри., этот проект призван повсеместно обеспечить граждан качествен­ной водой на уровне европейских стандар­тов. Но за исключением «просветительской» работы, поносящей качество в трубах воды существующей, дело не двигается. Посему предприниматели, памятуя о законах большой семьи, решили первыми воспользовать­ся плодами информационного шума. Они активизировали развитие одного из сегмен­тов на рынке питьевой воды — ее доочистке и продаже в тару потребителя. Только в Кие­ве с начала сего года предприниматели открыли около 40 таких точек.

Труба vs недра

1 куб. м(1000л) предпринимателям «навхо­де» обходится в расчете за 1 л — от 0,5 до 2 копеек. Уже очищенная вода продается в рознице в среднем но 50-70 копеек/1 л. Порядок этих цифр в полной мере объясня­ет, почему «работать в очистку» направля­ются все новые лица. И не случайно боль­шинство из них предпочитает врезку в сетьводоканала бурению скважины. Первый вариант не обременяет бизнесменов навязчивым общением с чиновниками и обходит­ся значительно дешевле. Тогда как второй полон извилистых дорог и крутых поворо­тов.
Расходы на аппарат по доочистке воды окупаются за 9 месяцев. 1 л водопроводной воды «на входе» обходится предпринимателям менее 1 копейки. А продают ее в среднем по 50 коп. за 1 л

Бурить собственную скважину для того, чтобы потом наполнять водой тару покупа­теля, — экономически нецелесообразно, за исключением планов по продаже бутилиро-ванной воды под собственной торговой мар­кой. Согласно. 16 Закона «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» предпринима­тель может эксплуатировать скважину толь­ко на основании разрешения на пользование недрами. На скважину должен быть состав­лен специальный паспорт, где указываются ее координаты, глубина, описание строения, каптаж и др. Паспорт оформляется органи­зацией, осуществляющей бурение и обуст­ройство скважин. Кроме того, постановлением КМУ утвержден Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами. Такое разрешение выдается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр — Госкомгеологии но согласованию с Минэкологии Украины и местными советами, как правило, после проведения экспертизы и оценки запасов воды. Срок действия разре­шения на добычу воды — до 20 лет. За выда­чу разрешений взимается сбор в размере всего лишь 170 грн., но пройти бюрократи­ческую машину не так-то и просто.

«Хотя себестоимость процесса производс­тва доочищенной воды часто превышает себестоимость производства фасованных вод, по отсутствие необходимости выстраи­вать дистрибьюторскую систему, маркетинговых затрат, этикеровки и транспортных расходов делает ее доступной конечному потребителю. Стоимость воды из пунктов очистки в три раза дешевле артезианской .При этом потребитель застрахован от упо­требления поддельной некачест­венной и просрочен ной воды», — объясняет Юрий Лепеха, директор ООО «АКВАТЭКСЕР-ВИС».

Ближе к дому

Сервис по продаже доочищенной воды в стране подбирается к своему первому, 10-летнему юбилею. Но если две трети этого срока поборники чистого водопития были вынуждены со своей тарой отправляться в пункты доочистки, то, начиная с 2009-го, предприниматели буквально стали двигаться в сторону потребителя, устанавливая автоматы по продаже доочищенной воды непосредственно в многоквартирных домах. Такой шаг был обусловлен исключительно экономическими причинами. «11 роще и дешевле установить именно вендинговый аппарат, а не нанимать продавца, который будет разливать воду на отдельной площади, потому как в этом случае нужно еще получать разрешительную документа­цию на торговое помещение», — отмечает Сергей Христевич, директор киевской компании «С.К.І.-АКВА».

Приобретение и установка одного авто­мата по разливу воды обойдется в сумму 25-35 тыс. грн., которые окупаются в среднем за 9 мес. работы. Старт, в случае откры­тия отдельной точки (МАФ), потребует инвестиций в 2-2,5 раза больших. Последу­ющие затраты также говорят в пользу первого варианта. Вендинг потребует расходов лишь на арендную плату (700-750 грн./мес. — в Киеве, 300-500 грн. — в регионах) и замену фильтров (примерно 500 грн. ежемесячно). Техническое обслу­живание обычно берет на себя поставщик оборудования и осуществляет его бесплатно. « Минимальные объемы продажи воды в сут­ки должны составлять 100л, при стоимости одного литра — 50 коп. Тогда можно говорить о том, что точка работает «в ноль». При этом я знаю случаи, когда на точке продает­ся и 1,5 и 3 тонны воды в день, — говорит Вячеслав Балевский, директор ровенского ЧП «Джерелоздоров'я».

В случае же установки МАФа придется ежемесячно платить зарплату двум продав­цам, работающим посменно (2-2,5 тыс. грн. одному продавцу) плюс аренда МАФа (от 1,5 тыс. грн. за 1 м кв.). Срок окупаемости такого проекта не менее года при условии ежедневных объемов продаж па уровне 300 л воды. Цена воды в данном случае колеблет­ся в диапазоне 50-70 коп. за литр.

Стоит сказать, что о выгоде торговли доочищенной водой посредством вендиигов многие предприниматели были осведомлены и раньше. Однако первые попытки исполь­зования такого канала продаж оказались неудачными. «Первыми, еще в начале 2000-х на украинском рынке появились автоматы из США и Ирландии. Но они не пользовались спросом из-за дороговизны. В конце концов, по вполне понятным эконо­мическим причинам их вытеснило более дешевое оборудование из Китая или же укра­инского производства», — поясняет Сергей Косишников, бренд-менеджер ДП «Райське джерело».

Сергей Христевич, чья компания также имела неудачный опыт работы с импортным оборудованием, в итоге решила наладить собственное производство автоматов и раз­вивать на их базе сеть. Именно это направ­ление деятельности, полагают предприни­матели, опрошенные «ВД», является наиболее перспективным.

Идем в ОСМД

«Однозначно, пункты по разливу должны располагаться в спальных районах. Иде­альный вариант, если они будут установле­ны в зданиях минимаркетов, работающих в формате «у дома». Размещать автоматы в крупных торговых центрах не имеет смыс­ла. Человеку должно быть удобно не только набрать воду, но и донести ее домой. Рас­четный радиус обслуживания — 500 м, максимум километр», — говорит г-н Христевич.

Планы властей по массовому переводу домов из-под крыла ЖЭКов в собственность самих жильцов в виде ОСМД также на руку «очистителям». Ведь в этом случае догово­риться об установке куда проще. Прежде всего, предупреждают предприниматели, набившие шишки в освоении ниши, необ­ходимо провести разъяснительную работу среди жильцов. И следует это делать до момента установки техники. «Я занялся этим бизнесом 2009-м году и привез в Ров­но несколько автоматов из России, — вспо­минает Вячеслав Балевский. — У нас в городе тогда никто не имел представления о том, что это такое. Я их установил, но покупателей не было, потому что по резуль­татам одного исследования наш город занял второе место по качеству воды в Украине. В итоге, убе­дить горожан в том, что за вре­мя прохождения воды по трубам до их квартир, она снова загрязняется, было достаточно сложно, — поясняет предприниматель. — Положительные сдвиги произошли только в этом году. Теперь я могу говорить о том, что продажи автоматов пошли. Ежедневно мне звонит три-четыре человека, которые готовы заняться этим бизнесом. К тому же я начал развивать собственную сеть в Ровно и Севастополе».

Город ждет

Торговля доочищенной водой — один из немногих сегментов, где мелким начинаю­щим предпринимателям стоить потолкаться локтями со старожилами рынка. Причем, редкий случай, эффективнее всего сделать это в столице, где рынок доочищенной воды наименее развит, в отличие от Одессы, Харь­кова или Днепропетровска, где решать воп­рос с чистой водой коммерческие структуры начали раньше.

В первую очередь, на кого стоит обратить внимание, это бюджетные организации и бизнес-структуры с большим объ­емом потребления питьевой воды. Для сравнения: вода в бутылях обходится в 1,05-1,32 грн./1 л, тогда как та же вода, но в автомате — в два раза дешевле.

Торговцы доочищенной водой настолько оптимистично смотрят в будущее, что с сар­казмом говорят: их бизнес может «убить» только власть, если... вдруг начнет постав­лять в квартиры чистую воду. Не менее скептично они оценивают и инициативу киевских властей по оборудованию столич­ных бюветов системами очистки воды. Если это произойдет, то, по оценке предприни­мателей, стоимость одного литра воды составит не менее 1 грн. А это уже в два раза дороже, чем доочищенная вода из водопро­вода.

Андрей Ольшевский,
ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

сайт сделан компанией дизайн студия сайтов